Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При подготовке проекта бюджета на 2023 год учтите новый порядок применения КБК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухгалтерскую документацию и учетные регистры бухгалтерского учета применяют для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных бланках, принятых к бухучету в организации. Это довольно обобщенное понятие.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Новые Журналы операций – для всех учреждений
Расширено количество подлежащих формированию Журналов операций (ф. 0504071). Напомним, сейчас все осуществляемые учреждением финансово-хозяйственные операции подлежат отражению в восьми указанных регистрах. После вступления изменений в силу для обособления операций межотчетного периода и исправления ошибок прошлых лет будут применяться отдельные журналы операций:
Код формы | Наименование формы |
---|---|
0504071 | Журнал по исправлению ошибок прошлых лет. |
0504071 | Журнал операций межотчетного периода. |
Счета-фактуры и акты в учреждении подшиваются к журналу операций с безналичными денежными средствами. А нужно ли подшивать документы к журналу операций расчетов с поставщиками и подрядчиками?
По истечении каждого отчетного периода первичные (сводные) учетные документы на бумаге, относящиеся к соответствующим журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются ( п. 11 Инструкции № 157н).
Записи в Журнал операций с безналичными денежными средствами ( ф. 0504071) делают на основании первичных (сводных) учетных документов, прилагаемых к ежедневным выпискам по счету (лицевому счету).* Записи в Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками ( ф. 0504071) вносят на основании первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих принятие учреждением перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иными участниками договоров (соглашений) денежных обязательств, а также первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих исполнение (погашение) принятых денежных обязательств. Это прописано в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов ( приложение № 5к приказу № 173н).
Таким образом, к журналу операций с безналичными денежными средствами должны подшиваться только приложения к банковским документам (или аналогичным им).*
4. ПРИКАЗ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 10.10.2008 № 8Н
О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций … (с изменениями на 6 сентября 2013 года)
2.1. Основания для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета
2.1.1. Для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство (органы Федерального казначейства) по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы (абзац в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2010 года приказом Казначейства России от 25 декабря 2009 года N 15н, — см.предыдущую редакцию)
Заявку на кассовый расход согласно приложению N 1 к настоящему Порядку(код по ведомственному классификатору форм документов (далее — код формы по КФД) 0531801);*
Документы по пожарной безопасности в организации в 2021 году
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Как заполнить отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) 687.8 КБ
- Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
- Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь
- Как компенсировать расходы по борьбе с коронавирусом за счет ФСС и отразить в учете и отчетности учреждения
- 8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
- Дайджест для бухгалтера госсектора за сентябрь
- КОСГУ 300. 10 практических примеров учета расходов на подстатьи
Документы пожарной безопасности предприятия составляются в соответствии с требованиями современного российского законодательства.
Федеральными законами:
- «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ;
- «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
- «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”» от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ.
Постановлениями Правительства РФ:
- «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 г. № 390 (с изменениями на 23 апреля 2020 г.);
- «О федеральном государственном пожарном надзоре» от 12 апреля 2012 г. № 290;
- «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» от 20 июня 2005 г. № 385;
- «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2011 г. № 1225.
Кроме того, с 1 января 2021 г. вступает в действие Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 г. № 1034, согласно которому некоторые нормативные правовые акты (или их части), содержащие требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении пожарного надзора, утрачивают силу.
Приказом МЧС России:
«Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 30 октября 2017 г. № 478.
Мы дали столь подробный перечень документов, так как они содержат как универсальные требования, которые касаются большинства организаций и предприятий, так и узконаправленные, соответствующие роду деятельности организации.
В основном срок хранения документов по пожарной безопасности —5 лет. Журналы учета инструктажей и переписка о приобретении противопожарного инвентаря и оборудования хранятся 3 года.
В случае пожара акты, заключения, переписка хранятся в течение 5 лет, однако если были человеческие жертвы или сгорели документы, то обеспечивается постоянное хранение.
- Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
- Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
- Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
Анализ изменений в Правилах противопожарного режима с 2021 года
- Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
- Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
- Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
- Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
- Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
- Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
- Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
- Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
- При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
- Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (ГОСТ 12.0.004-2015)
- Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда (ГОСТ 12.0.004-2015)
- Журнал регистрации целевого инструктажа (ГОСТ 12.0.004-2015)
- Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
- Журнал учета инструкций по охране труда для работников
- Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников
- Журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
- Журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности
- 20 стр. — 70 руб.
- 32 стр. — 110 руб.
- 52 стр. — 150 руб.
- 80 стр. — 240 руб.
- 96 стр. — 280 руб.
- 140 стр. — 360 руб.
- 140 стр., твёрдый переплёт — 550 руб.
- 200 стр., твёрдый переплёт — 690 руб.
п., следует подшить к папке, сформированной к этому журналу.
Такой вывод следует из положений Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, и письма Минфина России от 6 мая 2011 г. № 02-06-10/1910 Счета-фактуры и акты в учреждении подшиваются к журналу операций с безналичными денежными средствами.
А нужно ли подшивать документы к журналу операций расчетов с поставщиками и подрядчиками?
По истечении каждого отчетного периода первичные (сводные) учетные документы на бумаге, относящиеся к соответствующим журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются ( п.
11 Инструкции № 157н). Записи в Журнал операций с безналичными денежными средствами ( ф.
0504071) делают на основании первичных (сводных) учетных документов, прилагаемых к ежедневным выпискам по счету (лицевому счету).* Записи в Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками ( ф. 0504071) вносят на основании первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих принятие учреждением перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иными участниками договоров (соглашений) денежных обязательств, а также первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих исполнение (погашение) принятых денежных обязательств. Это прописано в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов ( приложение № 5к приказу № 173н).
Таким образом, к журналу операций с безналичными денежными средствами должны подшиваться только приложения к банковским документам (или аналогичным им).* 4. ПРИКАЗ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 10.10.2008 № 8Н О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций … (с изменениями на 6 сентября 2013 года) 2.1. Основания для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета 2.1.1.
Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях
Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.
Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.
С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.
Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:
- 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
- 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!
Новый стандарт состоит из следующих основных разделов:
- Основные термины и определения.
- Требования. Из этого раздела можно узнать, какие критерии предъявляются к документам, как необходимо их заполнять.
- Исправления. Третий раздел объясняет правила корректировки «первички», как можно и как нельзя делать изменения.
- Хранение. В этом пункте указаны основные требования к сохранности первичных учетных документов.
- Документооборот. Здесь приведены тезисы о том, кто и как регулирует движение документов в компании.
Рассмотрим подробнее каждый раздел.
Он распространяется на всю первичку, а также на регистры бухгалтерского учета. ФСБУ 27/2021 определяет также правила и понятие «документооборота». Согласно стандарту — это движение документов бухучета в организации с момента их составления до завершения исполнения.
Требования к документам по ФСБУ 27/2021
ФСБУ 27/2021 утвердил правила исправления для бумажных и электронных документов.
1. Для бумажного варианта неверные данные необходимо зачеркнуть и написать сверху правильные. Рядом прописывается слово «Исправлено», дата и подписи ответственных за составление документа лиц.
Обратите внимание, что обязательно должны быть видны неправильные и исправленные сведения.
Категорически нельзя использовать подчистки, замазывания и другие механические манипуляции при исправлении бумажных документов.
2. Для электронных документов — замените старый документ на новый, исправленный. В новом документе укажите:
- дату исправления,
- отметку, что документ составлен взамен другого,
- электронные подписи должностных лиц.
Выбор кодов КОСГУ и КВР
Расходы на подписку на периодические издания (печатные и электронные), в том числе для читальных залов библиотек (с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки), отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ(п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Данная подстатья применяется в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
Если расходы на приобретение электронных изданий осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий, то они относятся на КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом (п. 48.2.4.2 Порядка № 85н).
Регистры бюджетного учета. Главная книга
Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией №25н и Приказом №123н.
Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.
Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается.
Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.
Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты:
— наименование формы документа;
— код документа по ОКУД;
— дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения;
— наименование учреждения и его код ОКПО;
— наименование структурного подразделения учреждения;
— наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ.
Регистры бюджетного учета в заголовочной части могут содержать и иные сведения (например: грифы секретности, коды прямых получателей бюджетных средств ППП, коды ОКОФ и тому подобное).
Незаполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы.
Содержательная часть регистров бюджетного учета содержит показатели, характеризующие наличие и движение тех или иных объектов учета.
Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы.
Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя.
Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции №25н и Приказе №123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения.
Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом №123н.
К регистрам бюджетного учета относятся:
— инвентарные карточки,
— описи,
— инвентарные списки — оборотные ведомости,
— накопительные ведомости,
— книги учета,
— карточки накопительного и суммового учета,
— книги регистрации,
— реестры,
— книги аналитического учета,
— карточки учета средств и расчетов,
— ведомости учета,
— журналы учета,
— инвентаризационные описи,
— журналы операций,
— главная книга.
Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. Журналы операций ведутся по единой форме по соответствующим направлениям деятельности учреждения отдельно. Инструкцией №25н и Приказом №123н установлены следующие формы журналов:
1) Журнал операций по счету «Касса»:
Этот журнал применяется для учета движения денежных средств в кассе бюджетного учреждения.
Записи в журнале операций производятся ежедневно на основании кассового отчета по видам валют.
В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по получению наличных денежных средств со счета по учету бюджетных (внебюджетных) средств в кассу учреждения и по внесению наличных денег из кассы учреждения на счет по учету бюджетных (внебюджетных) средств, которые отражаются в журнале операций по банковскому счету.
2) Журнал операций с безналичными денежными средствами:
Журнал операций с безналичными денежными средствами применяется для учета движения средств на счетах, открытых бюджетному учреждению в кредитных организациях; по движению денежных средств по аккредитивным счетам, а также для учета расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета по средствам, поступающим в бюджет, и по платежам из бюджета.
Учет операций по движению денежных средств в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центробанка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.
Записи в журнале производятся на основании ежедневных выписок по счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое об��луживание исполнения бюджета, или в учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении с приложенными к ним документами.
Журнал операций составляется по каждому счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении.
3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами:
Этот журнал операций применяется бюджетными учреждениями для отражения движения средств по счету «Расчеты с подотчетными лицами» на основании авансовых отчетов, приходных и расходных ордеров. По каждой строке графы «Наименование показателя» журнала записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса.
При отражении сумм в иностранной валюте в следующей строке показывается сумма в валюте Российской Федерации, при этом в графе «Наименование показателя» приводится запись: «в рублевом эквиваленте».
В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по выдаче и возврату подотчетных сумм, которые отражаются в журнале операций по счету «Касса».
4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками:
Этот журнал предназначен для ведения аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и формируется по поставщикам и подрядчикам бюджетной организации. Журнал заполняется на основании платежных документов, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг.
В графе журнала «Наименование показателя» указываются наименования поставщиков и подрядчиков.
В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по оплате, которые отражаются в соответствующих журналах операций.
5) Журнал операций расчетов по оплате труда:
В этом журнале отражаются расчеты по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Журнал расчетов по оплате труда составляется в бюджетных учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей. К журналу обязательно прилагаются первичные документы:
— табель использования рабочего времени;
— приказы (выписки) о зачислении, увольнении, перемещении, об отпусках (для штатных сотрудников) работников;
— договоры и акты о выполненных работах (для внештатных сотрудников);
— документы, подтверждающие право на получение государственных пособий;
— другие документы.
Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов:
Этот журнал применяется бюджетными организациями для учета выбывающих с баланса учреждения и перемещаемых объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.
В этом же журнале отражаются операции по ежемесячному начислению амортизации и материальные запасы.
Записи в журнале производятся на основании соответствующих документов:
— Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма 0306032),
— Требование-накладная (форма 0315006),
— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210),
— Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),
— Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004),
— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0604143),
— Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144),
— Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202),
— Ведомость на выдачу кормов и фуража (форма 0504203),
— Путевой лист,
— Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).
При списании нефинансовых активов учитываются и суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.
В графе журнала «Наименование показателя» указываются фамилия, имя, отчество материально ответственного лица.
7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
В графе журнала «Наименование показателя» указывается наименование дебитора:
· наименование учреждения (организации) — для юридического лица;
· фамилия, имя, отчество — для физического лица.
8) Журнал операций по прочим операциям:
Этот журнал применяется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, для отражения операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов», по прочим операциям, не отраженным в перечисленных выше журналах.
Данные из этого журнала записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.
Кроме перечисленных журналов операций, в целях организации учета и контроля за получением и использованием лимитов бюджетных обязательств в учреждении ведется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064). Журнал регистрации бюджетных обязательств применяется бюджетными учреждениями для учета бюджетных обязательств текущего финансового года. В журнале указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.
По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.
Журналы операций формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.
Журналы операций открываются путем перенесения остатков на начало отчетного периода с детализацией по соответствующим аналитическим показателям (подотчетным лицам, поставщикам, дебиторам, нефинансовым активам и другим).
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
Инструкцией №25н установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета:
· ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;
· ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
· ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
В настоящее время повсеместно происходит внедрение в практику бюджетного учета персональных компьютеров, поскольку в современных условиях осуществлять учет «в ручную» стало невозможно.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 1 февраля 2006 года №02-14-10а/187 устанавливает порядок хранения регистров бюджетного учета в условиях комплексной автоматизации и приводит перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях, с целью обеспечения хранения информации. В этом же письме установлена и периодичность, с которой эти регистры следует формировать на бумажных носителях.
Перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях:
№ п/п |
Код формы документа |
Наименование регистра | Периодичность |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 0504031 | Инвентарная карточка учета основных средств | ежегодно |
2 | 0504032 | Инвентарная карточка группового учета основных средств | ежегодно |
3 | 0504033 | Опись инвентарных карточек по учету основных средств | ежегодно |
4 | 0504034 | Инвентарный список нефинансовых активов | ежегодно |
5 | 0504035 | Оборотная ведомость по нефинансовым активам | ежемесячно |
6 | 0504036 | Оборотная ведомость | ежемесячно |
7 | 0504037 | Накопительная ведомость по приходу продуктов питания | ежемесячно |
8 | 0504038 | Накопительная ведомость по расходу продуктов питания | ежемесячно |
9 | 0504039 | Книга учета животных | ежегодно |
10 | 0504041 | Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей | ежегодно |
11 | 0504042 | Книга учета материальных ценностей | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
12 | 0504043 | Карточка учета материальных ценностей | ежегодно |
13 | 0504044 | Книга регистрации боя посуды | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
14 | 0504045 | Книга учета бланков строгой отчетности | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
15 | 0504046 | Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
16 | 0504047 | Реестр депонированных сумм | ежемесячно |
17 | 0504048 | Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий | ежемесячно |
18 | 0504049 | Авансовый отчет | по мере необходимости формирования регистра |
19 | 0504051 | Карточка учета средств и расчетов | ежегодно |
20 | 0504052 | Реестр карточек | ежегодно |
21 | 0504053 | Реестр сдачи документов | по мере необходимости формирования регистра |
22 | 0504054 | Многографная карточка | ежегодно |
23 | 0504055 | Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке | ежегодно |
24 | 0504056 | Реестр учета ценных бумаг | ежегодно |
25 | 0504057 | Карточка учета выданных ссуд (кредитов) | ежегодно |
26 | 0504058 | карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям | ежегодно |
27 | 0504059 | Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах | ежегодно |
28 | 0504061 | Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета | ежегодно |
29 | 0504062 | Карточка учета лимитов бюджетных обязательств | ежегодно |
30 | 0504063 | Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения | ежегодно |
31 | 0504064 | Журнал регистрации бюджетных обязательств | ежегодно |
32 | 0504071 | Журналы операций | ежемесячно |
33 | 0504072 | Главная книга | ежегодно |
34 | 0504081 | Инвентаризационная опись ценных бумаг | При инвентаризации |
35 | 0504082 | Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
При инвентаризации |
36 | 0504083 | Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) | При инвентаризации |
37 | 0504084 | Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах | При инвентаризации |
38 | 0504085 | Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям | При инвентаризации |
39 | 0504086 | Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов | При инвентаризации |
40 | 0504087 | Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов | При инвентаризации |
41 | 0504088 | Инвентаризационная опись наличных денежных средств | При инвентаризации |
42 | 0504089 | Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | При инвентаризации |
43 | 0504091 | Инвентаризационная опись расчетов по доходам | При инвентаризации |
44 | 0504092 | Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | При инвентаризации |
45 | 0511015 | Ведомость учета невыясненных поступлений | ежегодно |
Оформляем журнал хозяйственных операций
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
- Сервисы:
Рассмотрим особенности регистрации и учета хозяйственных операций.
Какими бывают журналы-ордера и как их заполнять?
26 сентября 2017 Автор: Евдокимова Наталья Каждую хозяйственную операцию, будь то поступление в кассу, покупка оборудования или списание ГСМ, нужно подтвердить первичным документом и принять к учету. Регистрировать первичку следует в момент операции либо сразу после ее завершения. А для систематизации информации принято использовать специальные учетные регистры — журналы хозяйственных операций.
Форму бухучета, при которой все данные о хозяйственных операциях учитываются и систематизируются журналах регистрации хозяйственных операций, называют журнально-ордерной. Основные принципы таковы:
- Записи производятся исключительно по кредитующим счетам, с указанием корреспонденции по дебету.
- Данные отражаются в учетных документах в разрезе показателей, необходимых для контроля и формирования отчетности.
- Записи синтетического и аналитического учета совмещены в единой системе учета.
- Можно применять объединенные журналы по связанным счетам.
- Можно формировать их помесячно.
Применять такую форму бухучета не обязательно. Организация может вести учет по мемориально-ордерной форме, в основе которой составление мемориальных ордеров на каждую хозяйственную операцию.
Такой вид имеет ряд недостатков: значительное отставание аналитического учета от синтетического, а также повышенная трудоемкость: приходится дублировать записи несколько раз. Для бюджетников Минфин разработал и рекомендовал унифицированные бланки (Приказы от 23.09.2005 №123н и 10.02.2006 №25Н).
Но применять их не обязательно (№402-ФЗ от 06.12.2011). Организация в праве самостоятельно разработать и утвердить бланки журналов учета.
Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2020 и в 2021 году
- Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
- Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.
Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
- Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
- Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
- Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н
В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:
- 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
- РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
- декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
- декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.
Изменения в КОСГУ с 2021 года: изучаем новый проект Минфина
Закупка периодических изданий (журналов, газет и других изданий, выходящих в свет с определенной периодичностью) может осуществляться образовательными учреждениями как в традиционном, печатном виде, так и в электронном виде.
При подписке на печатное издание заключается договор подписки либо поставки периодики, а на электронное издание – договор возмездного оказания информационных услуг по предоставлению доступа к электронной версии издания или лицензионный договор о передаче неисключительных прав на пользование электронными ресурсами.
Соответствующий договор заключается с соблюдением требований ГК РФ и законодательства РФ о закупках, а именно:
-
Федерального закона № 44-ФЗ, положениями которого руководствуются казенные учреждения и иные участники бюджетного процесса, а также бюджетные учреждения при осуществлении закупок за счет субсидий, предоставляемых из бюджета;
-
Федерального закона № 223-ФЗ, нормы которого распространяются на автономные учреждения, а также бюджетные учреждения в части закупок за счет средств от приносящей доход деятельности, грантов (при наличии положения о закупке, принятого и размещенного до начала года в единой информационной системе).
Указанные федеральные законы предусматривают возможность использования как конкурентных, так и неконкурентных способов закупок.
Отметим, что в целях обеспечения деятельности образовательных учреждений допустимо приобретать периодические издания у единственного поставщика (исполнителя), то есть неконкурентным способом:
-
в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые образовательное учреждение вправе произвести на основании данного пункта, не должен превышать 5 млн руб. либо 50 % совокупного годового объема закупок, но не более 30 млн руб.;
-
согласно п. 14 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ без ограничения суммы контракта, если образовательное учреждение приобретает печатные или электронные издания (в том числе используемые в них программно-технические средства и средства защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если этим издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование данных изданий, а также на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям.
Способы закупки периодических изданий, в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, определяются учреждениями самостоятельно в положении о закупке (ч. 2 ст. 2, ч. 3.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ).
Номера журналов операций в бюджетном учреждении 2021
Дата публикации 15.01.2021
Есть ли необходимость подшивать к журналу операций № 2 заявки на кассовый расход и платежные поручения к ним, а также выписки из лицевого счета? В каких регистрах необходимо хранить эти документы?
Журнал операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) применяется для учета:
Операции по движению денежных средств в иностранных валютах отражаются в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на дату совершения операций в иностранной валюте (рублевом эквиваленте). Записи в журнал операций с безналичными денежными средствами производятся на основании первичных (сводных) учетных документов, прилагаемых к ежедневным выпискам по счету (лицевому счету).
Журнал операций с безналичными денежными средствами составляется по каждому счету (лицевому счету), открытому учреждению в органе Федерального казначейства, финансовом органе, учреждении ЦБ РФ, кредитной организации.
В главную книгу (ф. 0504072) переносятся обороты по операциям, отраженным в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 3 приложения 5 к Приказу № 52н).
Перечень первичных учетных документов и порядок их сшива, относящихся к журналу операций, нормативными правовыми актами в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности не закреплен. Требования, которые необходимо выполнять при подборке и брошюровке первичных документов, перечислены в п. 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
Первичные банковские и учетные документы не обязательно должны быть подшиты непосредственно к журналам операций, они могут храниться в отдельных подшивках (определение Верховного Суда РФ от 23.08.2019 № 301-ЭС19-13795).
Вместе с тем, п. 22 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, установлено, что правила и график документооборота утверждаются учреждением в учетной политике с учетом особенностей организации ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, учреждение вправе самостоятельно определить порядок формирования журналов операций и перечень первичных документов, прилагаемых к ним, закрепив это в учетной политике.
Учреждение обеспечивает хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета в течение сроков, установленных правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.
При наличии технической возможности учреждение вправе хранить первичные электронные документы (электронные регистры) на электронных носителях с учетом требований законодательства, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах (п. 33 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).
Такая позиция содержится в письме Минфина России от 28.04.2020 № 02-07-05/34707.
Порядок оформления и составления документов
В целях отражения в бухгалтерском учете информации об объектах бухучета, возникающих при осуществлении фактов хозяйственной жизни, каждый факт подлежит оформлению первичным учетным документом (сводным первичным учетным документом).
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно дополнениям, вносимым в разд. 1 «Общие положения» Методических указаний (приложение 5 к Приказу № 52н), оформляющая часть документа должна содержать:
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются:
При необходимости представления другому лицу или в государственный орган (по требованию) документа на бумажном носителе, который был сформирован в электронном виде, учреждение обязано за свой счет изготавливать копии электронного первичного учетного документа, электронного регистра. Копии электронного документа заверяются в порядке, установленном в учетной политике учреждения.
Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на первичном учетном документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
Аналогичные положения также вводятся в указанный стандарт (Приказ Минфина РФ от 30.06.2020 № 130н).
Унифицированные формы электронных документов, установленные Приказом № 52н, применяются учреждением в целях ведения им бухгалтерского учета при условии закрепления таких требований в его учетной политике.
Электронные документы, предусмотренные Приказом № 52н, применяются субъектами учета согласно принятой учетной политике и по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2021 (п. 2 Приказа № 103н).
Учреждение вправе предусмотреть в учетной политике формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам электронных документов при отсутствии технической возможности их формирования и хранения в виде электронных документов. При этом в бухгалтерскую службу должен быть представлен электронный образец такого документа в целях обеспечения интеграции информационных систем и реализации принципа однократного ввода данных.
Отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии, иные поля унифицированной формы документа, предусмотренные для отражения бухгалтерских записей, в случае оформления лицом, ответственным за совершение факта хозяйственной жизни, электронного первичного учетного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее — ЭЦП), не заполняются.
Учреждение вправе включить в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированных форм документов (электронных документов), дополнительные реквизиты (данные) при условии обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляются формирование и обмен информацией и документов в электронном виде (в форме электронных документов).
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета является допустимым изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значений показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.
В случае, если при обмене информацией в форме электронных документов предусмотрена передача скан-копий первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), ответственность за соответствие скан-копии подлиннику документа возлагается на лицо, ответственное за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) за формирование и (или) передачу такой скан-копии.
Передача скан-копии первичного учетного документа осуществляется при условии ее подписания ЭЦП должностным лицом, ответственным за соответствие такой скан-копии подлиннику документа.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Журнал ордер номер 1 по к-ту счета 50 «Касса» заполняется на основе кассовых отчетов с приложенными к ним первичными документами – ПКО и РКО . Журнал ордер 1, скачать бланк (word) которого можно ниже – один из самых распространенных документов и необходим для контроля использования наличных денег. Кредитовое сальдо по счету формируют все выплаты из кассы, дебетовое – полученные средства. Итоговая строка информирует о суммах счетов, на которые были выданы деньги из кассы: в нашем примере на выплату зарплаты 108652 руб. (Д 70), подотчетных сумм 72000 руб. (Д71) и др. Зачастую в этом регистре для удобства выводят остаток денег на отчетную дату, сверяя впоследствии с данными отчета кассира.
Журнал-ордер №1 по кредиту сч. 50 «Касса» с 01.01.2016 по 31.01.2016 в дебет сч. |
||||||||
с-до на 01.01.2016 98300 |
||||||||
с-до на 01.02.2016 |
Дебетовое сальдо, т. е. приход по кассе фиксируют в ведомости по сч. 50 к ж/о 1. Журнал ордер 1 и ведомость 1, образцы заполнения которых представлены в статье, систематизируют все операции по кассе компании за месяц.
Журнал ордер 10 (образец заполнения чуть ниже) предназначен для учета затрат на производство . В регистр поступает вся информация со счетов 02, 04, 05, 10, 11, 15 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 46, 68, 69, 70, 76, 94, 97.
В Д/т счетов |
Обороты по корреспондирующим счетам |
||||||||
Обилие сведений, отражаемых в этом регистре, делает его самым информативным. Основаниями для заполнения служит множество форм – производственных отчетов и сводных ведомостей, формирующих журнал ордер 10. Бланк скачать можно ниже.